МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

17.01.2022

    Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности, формирование познавательной активности.

     Особенности современных детей:

  • Главная особенность современных детей в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века, о котором подробно написано в работе Л.С. Выготского «Мышление и речь».
  • Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий малыша – «зачем?» – пришел на смену «почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Не совокупность знаний о мире, а системы отношений доминируют в сознании современного ребенка и являются основой для получения знаний

Оформление мини-музеев 

  • Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). 
  • Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. 
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом: 

  • Размещение материала на настенных полочках; 
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобилей; 
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев. 

Алгоритм создания экспозиции

  • Любая экспозиция должна учитывать логическую цепочку: восприятие -понимание - осмысливание- закрепление - применение

Задачи для педагогов 

  • учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к  художественному восприятию действительности; 
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и  сопереживанию; 
  • вызывать уважение к другим культурам; 
  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и  народов., выработке навыков и умений, ценностных ориентаций.

Результаты относительно детей

Хочу такой сайт

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к  одному из ее замечательных проявлений - музею. 
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к  «настоящему» музею. 
  • У детей формируется ценностное отношение к  истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Этапы организации музея 

1 этап. Постановка целей и задач перед воспитанниками и  родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в  себя проведение таких мероприятий, как: - родительские собрания, - консультации, - индивидуальная работа. 

2 этап. Выбор помещения или места в группе. Необходимо учитывать количество экспонатов. 

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. 

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий: - оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм; - наличие детской мебели для проведения игр, занятий; - соблюдение правил безопасности, гигиенических норм. 

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. 

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. 

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители. 

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей. Формы работы в мини-музее 

  1. Мини-беседы с детьми. 
  2. Экскурсии для детей и родителей. 
  3. Самостоятельное рассматривание экспонатов. 
  4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов. 
  5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.
  6. Творческие игры, образовательные путешествия.
  7. Чтение художественной литературы.
  8. Исследовательская деятельность, экспериментирование. 
  9. Музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».