17.01.2022
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности, формирование познавательной активности.
Особенности современных детей:
- Главная особенность современных детей в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века, о котором подробно написано в работе Л.С. Выготского «Мышление и речь».
- Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий малыша – «зачем?» – пришел на смену «почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения. Не совокупность знаний о мире, а системы отношений доминируют в сознании современного ребенка и являются основой для получения знаний
Оформление мини-музеев
- Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования).
- Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
- Размещение материала на настенных полочках;
- Использование ширм;
- Использование стендов;
- Использование мобилей;
- Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Алгоритм создания экспозиции
- Любая экспозиция должна учитывать логическую цепочку: восприятие -понимание - осмысливание- закрепление - применение
Задачи для педагогов
- учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- вызывать уважение к другим культурам;
- развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов., выработке навыков и умений, ценностных ориентаций.
Результаты относительно детей
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
- У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
Этапы организации музея
1 этап. Постановка целей и задач перед воспитанниками и родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как: - родительские собрания, - консультации, - индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения или места в группе. Необходимо учитывать количество экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий: - оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм; - наличие детской мебели для проведения игр, занятий; - соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки.
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей. Формы работы в мини-музее
- Мини-беседы с детьми.
- Экскурсии для детей и родителей.
- Самостоятельное рассматривание экспонатов.
- Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
- Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.
- Творческие игры, образовательные путешествия.
- Чтение художественной литературы.
- Исследовательская деятельность, экспериментирование.
- Музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.