ПРОГНОЗИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ

01.02.2022

   Данный прием можно применять очень часто. Педагог выбирает какое-либо детское художественное произведение с неожиданным финалом. Размечает это произведение так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Читая произведение, во время каждой остановки спрашивает у детей: «Как вы думаете, что будет дальше?», «Почему вы так думаете?». Эти вопросы стимулируют мышление ребят, заставляя их мозг работать. Дочитав до финала, обсуждаем с детьми сходства и различия их версий с оригинальной. Такой прием не только учит моих детей мыслить логически, но и снимает с повестки дня вопрос о том, как научить их правильно говорить. Чем больше ребенок беседует, спорит, доказывает свою точку зрения, тем более развитой и литературной становится его речь. Важно соблюдать главное правило спора - не аргументированные доводы не принимаются. Каждый ребенок, высказывая свою точку зрения, объясняет, почему он думает именно так. 

   Прием «Прогнозирование с помощью открытых вопросов» можн проводить в непосредственно образовательной деятельности детей, либо в организованной деятельности детей в режимных моментах при чтении художественной литературы. 

НАПРИМЕР:

Тема: Виктор Драгунский «Друг детства»

На стадии вызова детям предлагается подумать над названием рассказа. Читаем название.

- О чем может быть рассказ с таким названием?
На доске появляются предположения.

На смысловой стадии используется прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Во время остановки  используем вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации, читаем текст  рассказа:

  "Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером. Я сказал папе:

  • - Папа, купи мне грушу!

  • - Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. 

  • Я рассмеялся:

  • - Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

-Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошел на работу. Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:

- Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.

  Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.

И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:

- Вот, Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!

1 остановка:

  • Кем хотел стать мальчик?Хочу такой сайт

-А кем вы хотели бы быть? Почему?

На доске появляется «список»: астроном, капитан, спортсмен... Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

  • - Что придумала мама? (1-2 версии)

  • - Что будет дальше?

  • - Есть ли у вас любимые игрушки? Какие это игрушки и почему они для вас любимые?

  • - Чем может закончиться этот рассказ?

После ответов детей, я предлагаю им задание, придумать концовку рассказа. Дети обсуждают в парах или в небольших группах концовку рассказа и рассказывают

На стадии размышления читаем, как заканчивается рассказ автора Виктора Драгунского.

"Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара. Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот...

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой,, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, а я хочу тренировать об него силу удара.

  • - Ты что? - сказала мама.

  • - Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился немного, я сказал:

- Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

На стадии размышления задаю вопросы детям:

  • - Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?

- Давайте вспомним, с чего началось наше занятие, и проверим предположения: о чем рассказ? 

       При таком чтении у детей лучше откладывается в памяти содержание рассказа, так как внимание не успевает рассеяться до остановки, а во время остановки вновь активизируется. При таком чтении ребята учатся думать при слушании, а не просто пассивно слушать. У детей развивается фантазия, так как нужно самим придумать концовку. Дети учатся правильно, осознанно работать с текстом, они могут прочувствовать концовку рассказа, оценить ситуацию, а это нравственно воспитывает детей, отражается на их поступках.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».