25.04.2024
Очень не простая
эмоция – обида!
Понимание
эмоционального состояния.
Если, особо не
углубляться в психологию,
то эмоции — это реакции человеческой психики, возникающие как своеобразный
ответ на нечто волнующее и возбуждающее. Например, на вполне определенные
жизненные ситуации, какие-нибудь важные события или на всевозможные
происшествия, случающиеся с человеком на протяжении всей его жизни.
Эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.
Дети
усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами,
обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» заменяется более доступным
понятием «настроение».
Дошкольный
возраст - достаточно короткий период жизни человека. Поэтому очень важно именно
в это время заложить хорошие основы личности. Одной из таких основ является
эмоциональная сфера.
«Проблема современного ребенка в том, что недостаточно развита эмоциональная
сфера, а именно - дети не умеют откликаться на чувства и состояния других
людей, неадекватно реагируют на многие вещи. В наше время лучшими друзьями
детей являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия -
просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Это приводит к тому, что дети меньше
общаются и со взрослыми, и со сверстниками; дошкольники невнимательны и
нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать свои эмоции. Но мы все
знаем, что общение значительно обогащает жизнь, делает ее ярче и
интересней».
Развитие и воспитание
эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а
направлять их в нужное русло.
Почему нужно учить
проявлять и понимать эмоции?
Эмоции
помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в
формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее
поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию.
Считается
вполне естественным, что маленького ребенка надо почти всему обучать: как
пользоваться предметами в быту, как одеваться и раздеваться и т. п.
Воспитание
у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отношения к другим людям, которое
становится его внутренним побуждением, свойством личности ребенка — задача
сложная.
Потребность
в общении с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться
поразившими впечатлениями, потребность в их оценке — все это вызывает
разнообразные переживания: радость, обиду, удовлетворение, огорчение, стыд,
зависть к другим членам семьи.
Ежесекундно
человек переживает определенные чувства. При этом одни чувства нас окрыляют,
вдохновляют, дарят позитив и счастье, а другие – отнимают энергию, портят
настроение и делают жизнь безрадостной и трудной. Именно к таким относится
обида.
Обида — это одновременное переживание
несправедливости и беспомощности в значимой для вас ситуации.
О пользе и вреде обиды.
Обида — выражение
злости, негодования на несправедливое с точки зрения ребенка обращение. Она
возникает в адрес родителей, друзей, людей, с которыми сформированы ценные
отношения. На незнакомцев не обижаются. Так ребенок сообщает: «Ты неправильно
со мной поступаешь. Мне плохо. Измени свое поведение».
Обиду неприятно
переживать как ребенку, так и родителю, который рядом. Но все чувства
необходимы. Они помогают нам разбираться в желаниях и удовлетворять их. Поэтому
важно научить ребенка понимать свои чувства и конструктивно их выражать.
Как правильно реагировать на обиду:
1. Не
игнорируйте переживания ребенка.
2. Объясните
ребенку, почему вы так поступаете.
3.
Предложите способ решения проблемы
на будущее или придумайте его вместе с ребенком.
4.
Дайте ребенку время принять
ситуацию, пережить огорчение, отпустить злость.
5. Научите
ребенка говорить о своих переживаниях.
И он научится распознавать свои чувства и понимать их причину. Если вы
ошиблись в причине обиды, то ребенок вас поправит. Обида — сложное чувство. Но
с ним вполне можно справиться. А заодно научить ребенка понимать, называть свои
переживания и искать решение в трудной ситуации.
Последствия детских
обид
Обида
сама по себе деструктивная, она влечет ярость, злость, желание отомстить,
разочарование. Дети не понимают, как можно справиться с такими чувствами,
поэтому переживают сильнейшую психоэмоциональную травму, которая оставляет
отпечаток на всей дальнейшей жизни.
Уже,
будучи взрослым, человек, может нести тяжесть детских обид, которые не будут
давать ему жить счастливо и полноценно. К примеру, если в школьном возрасте
учительница неудачно пошутила над вами во время ответа у доски, вполне
вероятно, что будучи взрослым, вы не сможете выступать на публике.
Дети,
которые в детстве часто обижались и им не помогли бороться с этими чувствами,
продолжают обижаться и во взрослой жизни, на работе, на учебе, дома. В конце концов,
они становятся изгоями, так как никто не любит общаться с людьми, у которых
преобладают деструктивные чувства. Таким образом, они сами разрушают свою
жизнь, и все по той простой причине, что в детстве их не научили прощать.
Как мы справляемся с
обидой
Самое
главное, что должны запомнить родители, никогда нельзя проходить мимо детской
обиды. Игнорировать проявление детской обиды нельзя, надо объяснить ребенку,
почему ситуация именно такая, почему ему что-то запретили или наказали. При
этом, важно проявлять твердость.
Очень
важно, чтобы каждая ситуация, которая приводит к обиде, обговаривалась. Ребенку
важно получить ответы на некоторые вопросы, а не принять наказание или запрет
безропотно.
Как
правило, обида строится на следующем алгоритме «обида-злость-отмщение».
Родители должны научить ребенка ломать этот стереотип, иначе его жизнь станет
очень сложной, особенно во время социальной адаптации.
Прощение
— это один из важных аспектов, которому должны научить ребенка родители. И
здесь все средства хорошо, от фильмов, книг и мультфильмов с наглядными
примерами, до личного примера родителей.
Не
обязательно, чтобы ребенок полностью прощал своего обидчика, важно добиться
того, чтобы он перестал думать о месте, то есть перестал копить в себе негативные
чувства, от которых будет страдать только он сам. Ведь мир прекрасен, в нем много всего хорошего, поэтому ребенка надо
научить видеть лучшее, что есть в этой жизни.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки.
Что можно сделать,
чтобы не обижаться?
Задайте
себе вопрос: «Ситуация зависит от меня? Я имею влияние на нее?» Если ответ «ДА»
— исследуем свои силы и начинаем влиять на ситуацию. Если ответ «НЕТ» —
необходимо менять отношение к ситуаци