Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития
Описание образовательной программы
В муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении «Детский сад с приоритетным
осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей
№ 6» (далее МАДОУ № 6) для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР)
реализуется Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
для детей с ЗПР (далее – Программа АОП). Программа реализуется на государственном
языке Российской Федерации – русском.
АОП разработана в соответствии
с:
·
Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371- ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
·
Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее –
ФГОС ДО, Стандарт);
·
Федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО) (утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от «24» ноября 2022 г. № 1022);
·
Санитарными
правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте
России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
·
Уставом
МАДОУ № 6;
·
Программой
развития МАДОУ № 6.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (программу коррекционно-развивающей работы). Содержательный раздел Программы включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел Программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка данной нозологической группы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат. В Программе отражены обязательная часть (разработана на основе ФАОП ДО) и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема. При составлении части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, учитывались потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей, возможности педагогов и сложившиеся в учреждении традиционные приоритетные направления образовательной деятельности. В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется парциальная программа «СамоЦвет», под ред. О.В.Толстиковой, О.А.Трофимовой - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019; STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа/ Т. В. Волосовец и др. – 2е изд., стерео-тип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.